[письмо мне] [карта сайта] [к началу]

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА
И ПРОБЛЕМА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

В.Н. Свиридов

"В действительности все не так, как на самом деле."

     Создание искусственного разума соизмеримого или превосходящего по своим возможностям разум человека - задача не будущего, а настоящего. Уже сегодня резервы человека, как интеллектуальной системы управления, на грани возможного. Такие понятия как информация, сознание, интеллект объединяет не только их местоположение в физическом мире (по ту, иную сторону от материального), но и глубина непонимания сути этих явлений. Несмотря на огромные усилия исследователей, значительного прогресса нет не только в области создания интеллекта искусственного, но и в самом понимании информационных принципов работы интеллекта естественного.

Пространственно-временная парадигма.

     Невозможно представить себе существование чего-либо вне пространства и времени. Иными словами, если что-то в мире существует, то существует не иначе, как занимая свой "кусочек" пространственно-временного объема. Это аксиома нашего сознания, аксиома интуитивного понимания мира. Именно в этом смысле будем говорить о пространственно-временной парадигме (ПВП), как о всеобщем универсальном принципе существования.

      Однако в мире есть явления находящиеся за пределами ПВП. Эти явления, относятся к той его части, которую мы называем идеальное. Интуитивно понимая реальность существования мира идей, мира информации, сознание не видит альтернативы ПВП, а потому в ряде случаев очевидное представляется ему невероятным.

      Влияние ПВП намного сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Например, все попытки дать формальное определение количества информации неизбежно приводят к одному и тому же результату: количественно оценивается не сама информация, а физические характеристики ее носителей, которые, в конечном счете, могут быть сведены к тем же метрам и секундам.

      Три уровня реальности.

      В процессе движения от реальности к ее осознанию, условно выделим три уровня:

      1) "Мир в себе". Понятие, обозначающее то первичное, что существует вне субъекта, помимо субъекта и до субъекта, данное субъекту в ощущениях, но независящее от них.

      2) Уровень физического контакта. Уровень определяет границу взаимодействия субъекта, как физического объекта, с внешним миром.

      3) Уровень сознания. Уровень определяет совокупность знаний субъекта, его "видение" и осознание мира.

      Если представить субъекта в виде "черного ящика", то уровень физического контакта описывает события на входе "черного ящика", а уровень сознания на его выходе.

      Описание "мира в себе" занятие чисто спекулятивное. Мир на уровне сознания, в нашем случае, в комментариях не нуждается. Остается выяснить, как выглядит мир на уровне физического контакта. Однако, и здесь особых усилий не требуется. Данные многочисленных исследований позволяют сделать вывод о том, что это не более как мир бинарных событий типа "да-нет" (возбужден - невозбужден i-ый рецептор).

      Разумно предположить также, что все уровни выше уровня физического контакта не будут чем-то иным, отличным от бинарных признаков и их совокупностей. Условно говоря, сознание строит модель "мира в себе" на основании множества признаков типа: "красное", "длинное", "теплое", а также их комбинаций и последовательностей.

      Например, когда на уровне сознания субъект видит заход солнца, то на уровне физического контакта это выглядит как множество световых пятен, проецируемых на сетчатку глаза. Уровень сознания, базируясь на уровне физического контакта, никак не тождественен ему, иначе должно признать существование некого рецептора "закат солнца" и еще бесчисленного множества тому подобных датчиков.

      Важно отметить, что уровень сознания непосредственно не контактирует с "миром в себе" и все знания о нем строит исключительно на базе информации уровня физического контакта. А также то, что сознание всегда "видит" только свой уровень.

      Великий обман.

      Одним из существенных и общих свойств физического пространства и времени является наличие у них протяженности. Протяженность можно считать "системообразующим" свойством. Пространство можно мыслить линейным или нелинейным, конечным или бесконечным, но физическое пространство без протяженности это нонсенс.

      Однако сама протяженность есть следствие принципа, который можно назвать принципом множественности-уникальности. Если допускается существование множества неразличимых между собой однотипных сущностей (квантов), то выполняется принцип множественности. Если нет, то действует принцип уникальности. Именно таким, состоящим из однотипных квантов протяженности, осознается в "чистом" виде физическое пространство и время.

      Мир на уровне сознания пространственно-временной и, следовательно, протяженный. А как же иначе, ведь альтернатива представляется абсурдом, где только и можно, что копать от забора и до обеда.

      В любом объекте сознание выделяет две стороны, а именно: материальную и идеальную. Материальная часть (содержание) это тот "кусочек" физической материи, который собственно и образует объект. Идеальная часть (форма, структура) это закон, по которому организовано содержание.

      По отношению к принципу множественности-уникальности в нашем сознании эти стороны неравноправны. Содержание объекта мыслится уникальным, а форма множественной. Другими словами, не существует двух объектов имеющих одно и то же содержание, в то время как одну и ту же форму могут иметь несколько объектов. По мере осознания этого факта сознание стало рассматривать форму в виде идеальных (информационных) объектов, существующих самостоятельно и независимо от материи их порождающей. Так появилось понятие идеального мира или мира информации. Однако, это одно из заблуждений сознания, поскольку никто, нигде и никогда не видел идеальное без материального, форму без содержания, информацию без его физического носителя.

      Таким образом, принцип множественности, а именно он порождает ПВП, сознание распространяет только на идеальное, на форму. Рассмотрим, а есть ли для этого основания. Как говорят математики, пусть имеем два равнозначных яблока. Равнозначных настолько, что различить их по форме, цвету или еще по какому-либо признаку невозможно. Сознание вполне допускает существование подобных объектов. В нашем примере мы "видим" два тождественных объекта - два яблока. Это и есть величайший обман или самообман сознания.

      Если яблоко это то, что "красное" и "круглое", то может ли быть два или много "красное"? Очевидно, что нет. Оно или "круглое" или "некруглое", или "красное" или другое. Но всегда только одно. Однако сознание в данном случае видит два "красное", два "круглое" и два совершенно одинаковых яблока. В этом и заключается обман. Сознание видит множественность там, где ее нет. Следовательно, мир информации, мир сознания и интеллекта, также как и мир материальный, основан на принципе уникальности. Но тогда, множественность это очередное, ни на чем не основанное заблуждение.

      Выводы.

      Рассматривая сознание как модель "мира в себе", можно говорить о существовании, по крайней мере, двух различных моделей. Первая модель протяженная. Это пространственно-временной мир, который мы видим и знаем, мир нашего сознания. Вторая модель принципиально иная, основанная на принципе уникальности. Именно эта информационная модель, скрытая от уровня сознания, по мнению автора, лежит в основе интеллекта.

      Подробно о двух моделях физического мира можно узнать на сайте "Квантово-структурная теория" по адресу http://qst.narod.ru . Информация предназначена для тех, кто интересуется теоретическими и философскими аспектами проблем искусственного интеллекта и информатики.

  © В.Н. Свиридов 2001.

   Rambler's Top100  

  © 2001 Design by Asart.

Хостинг от uCoz