[письмо мне] [карта сайта] [к началу]

ОТ КАНТА ДО КВАНТА

               (философия мира квантовых структур)

В.Н. Свиридов

"Познавай все в сравнении"

     Научный кризис конца второго тысячелетия признается многими учеными мира. Технический прогресс достиг такого уровня, когда возможности человека, как интеллектуальной системы управления, практически исчерпаны. Слово информация произносится непрерывно на всех уровнях человеческого общества, а мы не знаем, что такое информация. Интеллектуальные возможности машин намного ниже того, что требуется обществу, а нейрофизиологи не могут понять, как работает человеческий мозг. Физики дошли до таких sub-расстояний и времен, при которых теряется всякий смысл говорить о пространстве и времени, а философы не могут обозначить границы познаваемости мира. Время остановиться и подумать, вернувшись к основам. А это философия.

     В работе [1] претензии теории квантовых структур на реальную философию реального мира выражены в виде гипотез. Первая гласит, что одно из объективных свойств мира его квантовая структура. Вторая говорит о том, что структура это единственно, что доступно субъекту для познания и, что он (субъект) познает его (мир) именно в такой форме. Попытаемся раскрыть некоторые положения теории квантовых структур, используя философские категорий части - целого. Как правило, уникальность элементов квантово-структурного пространства не вызывает у слушателей особых эмоций и совсем иная реакция, если утверждается, что в любом целом, независимо от его физической природы, не может быть двух одинаковых частей.

     Философия, как наука о познании мира человеком, в качестве объекта исследования рассматривает мир как целое, единое и взаимосвязанное. Теория квантовых структур фактически претендует на то же самое. В этом смысле ее также можно считать философией. Определим объект исследования с позиций следующей схемы:

     Есть реальный, объективно существующий физический мир, развивающийся по своим внутренним законам. Есть субъект, стремящийся познать этот мир во всем его многообразии, выявить закономерности его развития. Тогда, определим философию как совокупность знаний субъекта, полученных в этом процессе, включая и совокупность методов, посредством которых делается возможным сам процесс познания.

     Из определения следует, что мир, во-первых, существует, во-вторых, существует объективно, то есть, не зависимо от наличия субъекта. Далее, из определения следует, что объективно существует также сам субъект, как часть реального мира, а также знания полученные субъектом в процессе познания. Можно также отметить, что высказано утверждение об объективном существовании самого процесса познания, как совокупности методов. Следовательно, в объективном существовании таких методов тоже сомнений нет.

     Предположим, что реальный мир бесконечен в своем разнообразии. С позиций здравого смысла следует, что в силу такого допущения, всякая философия реального мира (знания о нем) будет ограничена. Как говорил известный Козьма: "Никто необъятного объять не может". Наверное это справедливо в общем случае, если не определить что есть мир и что есть знание о нем.

     Согласно теории квантовых структур, разнообразие физического мира может быть однозначно представлено в виде пространства квантовых структур. Свойство структурности делит единый мир на две части: материальное и идеальное.

     В соответствии с нашей гипотезой знание о мире как о целом - это знание его квантовой структуры. Квантовая структура мира определяется его внутренними свойствами и существует объективно. Таким образом, существует один "субъект", который знает о себе все - это сам мир. Следовательно, для реального мира существует, по крайней мере, одна полная (неограниченная) философия, каким бы бесконечным в своем разнообразии он не был. Назовем ее объективной философией реального мира и отобразим этот факт в виде следующей схемы:

Реальный мир –> Объективная философия

     Другое дело, когда между объективным миром и его философией стоит субъект. В этом случае схема процесса познания будет иной:

Реальный мир –> Субъект –> Субъективная философия.

     В данном контексте философия будет зависеть от возможностей субъекта как инструмента познания. Математики в таком случае сказали бы, что субъект есть оператор преобразования реального мира в философию. Будем рассматривать субъективизм как ограниченность (в смысле полноты) знания.

     Теорию квантовых структур условно можно разделить на три части. Первая - определяет принципы формирования квантовых структур (что и в каком виде существует), вторая - описывает функциональную связь между квантами структуры (свойства того, что существует), а третья задает операции преобразования квантовых структур (как познается то, что существует). Можно сказать, что третья часть определяет методы познания, т.к. делает возможным конструирование неизвестного по его известным частям.

Онтология мира квантовых структур.

(Что и в каком виде существует.)

     В соответствии с теорией квантовых структур, физический мир, помимо всех прочих “достоинств”, количество и качество которых ее ни в коей мере не интересуют, обладает еще одним – структурностью. Ничто в мире не может существовать иначе, как ни будучи его частью и все части взаимосвязаны между собой уже потому, что являются частями целого. Дадим определение физического мира с позиций категорий целого-части:

1) физический мир - это целое (единое, связанное) и разнообразное (различимое);

2) единство и разнообразие мира объективно и определяется его внутренними законами;

3) разнообразие мира порождает его деление на части;

4) связь между частями имеет тройственный характер, который проявляется в том, что любая часть является как:

- часть как целое (неделимое);
- часть как сложное (состоящее из простых);
- часть как простое (часть других сложных).

     Примечание. В виду двойственности нашего сознания (оно не осознает тройственного характера отношений), в языке нет понятий адекватных структурной сложности мира. Поэтому приходится смешивать существующие парные понятия (простое - сложное, часть - целое).

     Сказанное означает, что с позиции теории квантовых структур, в физическом мире кроме него самого, как целого, и его частей ничего не существует. Следовательно, философия мира квантовых структур сводится к исследованию взаимоотношений между целым и частью, а процесс познания - к познанию целого по его частям. Однако при этом сами понятия целого и части имеют расширительное толкование.

Диалектика мира квантовых структур.

(Свойства того, что существует.)

     Определим отношения между целым и его частями таким образом, чтобы, во-первых, это не противоречило отношениям реального физического мира и, во-вторых, соответствовало положениям теории квантовых структур. Исходя из сказанного, дадим ряд определений.

Аксиомы мира квантовых структур.

1) Существование. Целое существует как совокупность (сумма) своих частей.

2) Конечность. Количество частей целого ограничено (неограниченно).

3) Уникальность. Все части целого различны.

Принцип порядка.

     Все части целого упорядочены по существованию. Этот принцип суть следствие аксиомы существования. По определению целое существует, когда определены и существуют все его части. Следовательно, существование каждой части должно предшествовать существованию целого.

     Следствие. Каждой части как целому может быть поставлен в соответствие числовой параметр - уровень квантовой структуры, определяющий порядок ее существования в целом.

Принцип дивергенции.

     Любая часть как простое является составной частью определенного количества других частей как сложных. В этом заключается принцип дивергенции (расхождения).

     Следствие. Для каждой части как простого существует числовой параметр - значение дивергенции, выражающий количество сложных, для которых она является простым.

Принцип конвергенции.

     Любая часть как сложное состоит из определенного количества простых. В этом заключается принцип конвергенции (схождения).

     Следствие. Для каждой части как сложного существует числовой параметр - значение конвергенции, выражающий количество простых, ее составляющих.

     С учетом данных определений можно утверждать, что каждая из трех составляющих (сторон) любой части целого, как кванта структуры, характеризуется своим первичным параметром (квантовым числом):

1) целое - структурным уровнем;

2) сложное - конвергенцией;

3) простое - дивергенцией.

     Параметры являются объективными в том смысле, что если структура задана, то для каждой ее части параметры существуют и имеют однозначное числовое значение.

Принцип дополнительности.

     Существование любой части целого предполагает также существование части, дополняющей ее до целого. В этом заключается принцип дополнительности. Например, если есть ложное, то все остальное будет истинное, если есть абсолютное, то все остальное будет относительное, если есть свет, то все остальное будет тьма и т.д. Существование одного влечет за собой существование другого. Данное отношение есть отношение дополнительности. В этом заключается основной закон диалектики философии квантовых структур. Не борьба и противопоставление, а взаимная обусловленность и совместное существование. Логика в мире квантовых структур не допускает законов типа исключенного третьего. Из того, что существует белое, следует только одно – должно существовать и его дополнение.

     Следствие. Часть может существовать только в паре со своим дополнением.

Целое, как пространство собственных частей.

     Целое можно рассматривать как пространство, элементами которого являются его части. Тройственность отношений между частями целого позволяет использовать каждую из сторон для указывания на любую точку пространства. В соответствии с этим можно определить три способа задания координат в пространстве собственных частей:

1) Квантовый.

2) Обратный линейный.

3) Прямой линейный.

     Например, говоря о яблоке, можно сказать:

1) яблоко (1);

2) красное, круглое, сладкое и т.д. (2)

3) которое растет на дереве, которое собирают по осени, которое употребляют в пищу и т.д. (3).

     В первом случае указывание определено однозначно в силу того, что каждая часть уникальна в пространстве целого. Это прямое указывание на точку пространства. В двух других случаях указывание косвенное, но оно также будет однозначно, если перечислены все составляющие.

Равенство и сходство в мире квантовых структур.

     На первый взгляд логично было бы определить отношение равенства следующим образом:

     Части как целое равны тогда и только тогда, когда равны все части их составляющие.

     Однако такое определение не только противоречит аксиоме уникальности, но и здравому смыслу. Если все части целых абсолютно одинаковы (неразличимы), то не есть ли эти целые нечто одно и тоже. Таким образом, данное определение есть тавтология, утверждающая, что красное это красное, идеальное это идеальное и т.д. Вследствие аксиомы уникальности, ни одно целое не может быть равно другому целому. Так же как ни одна часть не может быть равной другой части. Они могут быть только в той или иной степени похожи.

     Чем определяется степень похожести? Допустим, имеем, на первый взгляд, два совершенно одинаковых объекта. Например, два стакана. Рассмотрим, что в них похожее, а что отличное. Как целое каждый из них состоит из двух частей: материального и идеального. Материальное каждый имеет свое, а вот идеальное (квантовая структура), отражающее закон, по которому в каждом из них организовано материальное, у них может быть похожим. Например, оба они прозрачные и круглые. Можно предположить, что сходство, как отношение между частями, определяется тем, что они имеют общее. Такое отношение между частями будем называть отношением сходства. Из сказанного видно, что отношение сходства следует из принципа дивергенции. Объекты находятся в отношении сходства, если они имеют общие части.

Мера сходства в мире квантовых структур.

     Определим следующие качественные степени сходства:

1) Нуль-сходство. Нет общих частей.

2) Частичное сходство. Некоторые части общие.

3) Полное сходство. Все части общие.

     Примечание. В реальном физическом мире полного сходства не может быть по определению.

     Определим отношение между копией и оригиналом как отношение частичного сходства.

     Кроме качественной меры сходства можно определить и ее количественное выражение. Количественная мера сходства должна удовлетворять следующим требованиям:

1) При нуль-сходстве (отсутствие общих частей) мера должна быть равна нулю.

2) При частичном или полном сходстве мера должна иметь положительное значение.

3) Мера сходства должна быть аддитивной в том смысле, что каждая общая часть должна увеличивать меру сходства.

     Перечисленным требованиям удовлетворяет мера сходства как сумма обратных дивергенций общих частей.

     Чем больше общих частей имеют целые, тем больше мера сходства между ними. С другой стороны, каждая часть вносит свою "добавку" в общий результат. Чем меньше дивергенция части, тем больше оснований считать целые схожими. Например, при сравнении красного автомобиля и красного велосипеда с черным автомобилем и черным велосипедом, цвет не будет "весить" столько же, сколько такое сложное как "четыре колеса", потому, что дивергенция любого цвета намного больше дивергенции "четырех колес".

     Итак, мы определили, что в мире квантовых структур принципиально не существует отношения равенства, но есть отношение сходства, мерой которого служит сумма обратных дивергенций всех общих частей.

Расстояние в пространстве собственных частей.

     Рассматривая целое как пространство собственных частей, естественно задаться вопросом, а существует ли мера, определяющая расстояние между точками этого пространства. Свойство уникальности указывает на то, что все точки пространства должны быть различны. Логично предположить, что, чем меньше различия между частями, тем ближе они находятся друг к другу, и тем меньше значение меры расстояния между ними. Следовательно, расстояние в пространстве собственных частей это понятие обратное по отношению к понятию сходства.

Эпистемология мира квантовых структур.

(Как познается то, что существует.)

     "Что я могу знать?" - так Кант сформулировал общий вопрос, на который должна отвечать теория познания. Этот вопрос имеет множество аспектов. Что есть знание и может ли знание быть абсолютно достоверным? Каковы основные формы человеческого знания? Можно ли найти критерии, позволяющие отличать знание от спекулятивных построений? Существуют ли границы познания? Что есть сознание? Можем ли мы познать сознание другого человека? И многое другое. Мы рассмотрим только некоторые из них.

Квантовая структура как универсальная форма знания о целом.

     Трудно дать четкое определение того, что есть знание, но только не в рамках философии квантовых структур. Знание о целом, какова бы его физическая природа не была, есть его квантовая структура, как совокупность квантовых структур каждой из частей с учетом характера отношений между частями. При этом количество уровней квантовой структуры (глубины знания) ограниченно только разнообразием целого. Так как в мире не существует ничего, кроме его частей, то общая задача познания мира может рассматриваться как задача познания каждой его части. Познав все части, мы познаем целое.

Принципы познания.

1) Декомпозиция. Целое познается по частям

2) Независимость. Каждая часть познается независимо

3) Полнота. Целое познано, когда познаны все его части.

     Если знание это квантовая структура целого, то познание, можно рассматривать как процесс получения копии этой структуры. В соответствии с принципами познания, минимальной единицей познания является часть. Что значит познать часть? Часть имеет три равноправные стороны. Можно ли считать часть познанной, если известна какая-либо одна из этих сторон? Будет ли знание полным, если познаны все три стороны части? Например, если знать про яблоко, что оно красное и круглое, но не знать, что оно еще и съедобное, то наверное нужно говорить о неполном знании. С другой стороны, если знать про яблоко все, что в нем сложного и простого, но не знать, например, все про сладкое, то, очевидно, это тоже будет неполное знание. Следовательно, пока не будет получена полная копия целого, знание о любой его части нужно считать частичным (неполным).

     Исходя из основных принципов, можно определить возможные методы познания целого по его частям.

Методы познания.

1) От общего к частному (метод анализа).

2) От частного к общему (метод синтеза).

3) Независимо от структурного уровня (метод без наименования).

4) Как единый акт (метод матрицирования).

Субъект как инструмент познания.

     Все, что говорилось ранее о знании и познании, имеет объективный характер в том смысле, что не только не зависит от субъекта, но и не подразумевает его существования. Тем не менее, мы, фактически, сформулировали основное требование к субъекту, как к инструменту познания:

     Субъект должен реализовывать функцию частичного копирования квантовой структуры познаваемого им мира.

     То, как эта функция реализуется в природе, будет рассмотрено в работе, раскрывающей содержание квантово-структурной модели биологических нейронных структур.

Заключение.

     В работе рассмотрены некоторые понятия теории квантовых структур, интерпретируемые в рамках философских категорий части - целого. Справедливость утверждения, что квантовая структура физического мира это то, что мы называем идеальным или знанием, конечно же не может быть доказана иначе как только на примерах. Данная работа - один из них.

Список литературы.

1. Свиридов В.Н. Квантово-структурные модели & машины, <http://qst.narod.ru/kst.html>

  © В.Н. Свиридов 2000.

   Rambler's Top100  

  © 2000 Design by Asart.

Хостинг от uCoz